• Главная
  • Новости
  • ФЕЙКОВАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ “КРАСНОКНИЖНОГО” ЗАКОНА: Буря в пустом стакане… заметка С.П. Матвейчука

ФЕЙКОВАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ “КРАСНОКНИЖНОГО” ЗАКОНА: Буря в пустом стакане… заметка С.П. Матвейчука

В конце 2020 года был принят Федеральный закон, внёсший, среди прочего, существенные изменения в правовое регулирование ведения Красной книги Российской Федерации (далее – Закон-КК), с датой вступления в силу – 01.08.2021 [1]. Он изменял соответствующие положения федеральных законов «О животном мире» [2] и «Об охоте… » [3] и вызвал бурную негативную реакцию ещё на стадии законопроекта; новая волна критики поднялась на прошлой неделе и была сопряжена с вступлением его в силу.

Компания протеста отличалась от множества прежних, с одной стороны, широкой включённостью научных и педагогических работников, с другой – полным отсутствием фактических оснований. Такого зияющего провала между интеллектуальным потенциалом протестующих (огромным) и фактурой (нолевой) не наблюдалось как минимум последние тридцать лет.

Суть возражений была изложена ещё в декабре 2020 г. к.б.н. С.Б.Розенфельд (Институт проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова РАН); авторитетнейшая научная газета “Троицкий вариант” опубликовала, с обоснованием, обращение к Президенту России В.В.Путину, а также к его представителю по экологии и транспорту С.Б.Иванову и к председателю Комитета Государственной Думы по экологии В.В.Бурматову. Первой (и главной) претензией к законопроекту, а затем и к Закону-КК было то, что он якобы “исключает из закона «Об охоте» прямую норму, запрещающую охотиться на животных, занесенных в федеральную и региональные Красные книги” [4].

На деле Закон-КК просто вывел “краснокнижников” из Закона об охоте. До 01.08.2021 Закон об охоте допускал два вида охоты (живоотловом) на краснокнижников: в целях осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; целях акклиматизации, переселения и гибридизации охотничьих ресурсов (ч. 4 ст. 11, ст.ст. 15 и 17 Закона об охоте [3]). Закон-КК убрал из Закона об охоте допущение охоты на краснокнижников и указал, что “в исключительных случаях добыча редких и находящихся под угрозой исчезновения охотничьих ресурсов допускается в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О животном мире»” (ч. 2 ст. 11.1 Закона об охоте с 01.08.2021). Таким образом, теперь добывание (добыча) “краснокнижников”, ни летальное, ни живоотловное, никак не регулируется Законом об охоте и целиком подлежит Закону о животном мире.

А в Законе о животном мире норма, допускающая оборотоспособность диких животных-краснокнижников “в исключительных случаях”, действует без значимых изменений с момента вступления этого Закона в силу 1995 г Федеральное Правительство утвердило Правила добывания краснокнижников [5] в 1997 г.; они действуют, с небольшими изменениями, по настоящее время [6].

При этом Закон-КК не затронул норму Закона о животном мире, запрещающую действия, которые могут привести к гибели краснокнижников, сейчас её редакция такова: “Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, Красную книгу субъекта Российской Федерации, не допускаются” (ст. 24 Закона о животном мире с 01.08.2021). То есть, как прежде, так и сейчас летальное добывание краснокнижников запрещено Законом о животном мире, а именно за этим Законом сейчас закреплена, и закреплена именно Законом-КК, прерогатива, исключительное право регулирования добывания краснокнижников. Поэтому представление С.Б.Розенфельд, будто Законом-КК, “по сути дела, легализуется их [краснокнижников] VIP-отстрел”, не имеет никакой фактической основы. Будь парламентские трофейные охотники – инициаторы проекта Закона-КК – движимы приписываемыми им намерениями, запрет на летальное добывание был бы ими устранён или ослаблен (тем более, что для этого есть сильные и отчасти реализуемые на практике аргументы *). Этого не произошло, и сейчас наши, российские, ограничения добывания краснокнижников сильнее, чем рекомендуемые международные ** и практикуемые зарубежные (белый медведь в Канаде, мархур в Пакистане, ряд африканских видов и т.д.).

Эта аргументация была мной кратко изложена ещё в декабре 2020 г. в комментариях к публикации С.Б.Розенфельд в “Троицком варианте” [4], но не была воспринята – возобладал алармизм, основанный на подозрениях, а не на фактах. Особенно печально, что петиционерство, не подкреплённое минимальной аналитикой, будучи привычным modus operandi, образом действий нескольких известных энтузиастов, в обсуждаемом случае захватило чрезвычайно широкие круги учёных. Они сочли возможным подписаться и под фактической ошибкой (“государственный мониторинг охотничьих ресурсов в реальности не ведется”), и под персональным, как я полагал, признанием в недостатке базовых экологических знаний (“неясно, что такое «естественные колебания численности»”) С.Б.Розенфельд [4].

Отдельного обсуждения заслуживает парадоксальное для научных работников предложение выступить за то, чтобы решения об изменении (в любую сторону) официального эколого-правового статуса видов животных принимались без научных обоснований, их предварительной публикации [4].

Вопрос об основательности критики Закона-КК в обсуждаемой здесь части закрывается, по-моему, документом, опубликованным недавно WWF России (https://clck.ru/Wpait). Текст читайте ниже (вставки в квадратных скобках – мои), оригинал – по прикреплённой ссылке (телеграмм-версия несколько подробнее – t.me/wwfrussia/2235); интересующиеся позицией государственных органов могут посмотреть сообщение Минприроды России, clck.ru/WpZzj.

ПОЗИЦИЯ WWF РОССИИ ПО ОХОТЕ НА КРАСНОКНИЖНЫХ ЖИВОТНЫХ. 03 августа 2021

WWF России категорически против любительской и спортивной охоты на краснокнижных животных. Вступившие в силу поправки к Закону об охоте действующий запрет не снимают.

Всемирный фонд дикой природы отвечает на самые распространённые вопросы по поводу новых поправок.

  1. [Вопрос] Будут ли чаще гибнуть краснокнижные животные?

    [Ответ WWF России] Из-за поправок точно не будут. Никаких новых оснований в новом законе для добычи краснокнижных животных не появилось.

  2. [Вопрос] Эти поправки могут привести к легализации трофейной охоты?

    [Ответ WWF России] Оснований для этого мы не видим. Разговоры о легализации трофейной охоты на редкие виды действительно периодически идут, но связи с поправками здесь нет.

  3. [Вопрос] Что-то все-таки изменилось? Как это принципиально меняет ситуацию?

    [Ответ WWF России] Поправки были нужны, чтобы убрать противоречия и навести порядок в законодательной базе. Ранее в законе фигурировали «млекопитающие и птицы», а теперь их называют «охотничьими ресурсами, занесенными в красную книгу». Замена формулировки на содержание закона не повлияло, а «новое” название не дает право на добычу краснокнижных видов (только в исключительных случаях, о них читайте далее). Также, например, в предыдущей редакции был термин «добыча путем отлова», а теперь просто «добыча», которая подразумевает в том числе и отстрел. Это и могло вызвать опасения некоторых экологов. На самом деле добывание путем отстрела было возможно и раньше и вытекало из Закона о животном мире — из-за этого существовало некоторое противоречие между ним и Законом об охоте. Теперь противоречие устранено. Традиционная добыча всегда была разрешена, также как и добыча в научных целях. Но обычная охота на краснокнижные виды как была под запретом так и остается.

  4. [Вопрос] В каких исключительных случаях возможна добыча краснокнижных животных?

    [Ответ WWF России] Существует всего 5 исключительных случаев, когда возможна добыча краснокнижных видов:

    • устранение угрозы человеку;
    • охрана здоровья населения;
    • защита от массовых заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных;
    • мониторинг и регулирование численности;
    • обеспечение традиционного образа жизни коренных малочисленных народов.

    Обычной охоты среди этих пунктов нет.

  5. [Вопрос] Если добыча краснокнижных животных в исключительных случаях разрешена с 1997 года (согласно постановлению Правительства), то почему все пишут, что новый закон разрешает добычу? и СМИ, и пользователи соцсетей ошибаются?

    [Ответ WWF России] Есть разница в формулировках, о которых мы писали выше. Именно эта разница и могла вызвать опасения, но серьезных оснований для них мы не видим.

  6. [Вопрос] Смогут ли новые поправки использовать как прикрытие нелегальной добычи редких животных?

    [Ответ WWF России] Все процедуры для получения разрешений остались те же. Условия для потенциальных нарушителей и коррупционеров также не изменились, и если кто-то захотел бы сделать поддельное разрешение, он мог бы сделать это точно также до 1 августа. С подобными нарушениями мы боремся, и будем продолжать бороться в будущем.

  7. [Вопрос] Можно ли вообще отказаться от добычи краснокнижных животных, даже в исключительных случаях?

    [Ответ WWF России] К сожалению, нет, потому что это в некоторых случаях необходимо.

ВАЖНО ПОДЧЕРКНУТЬ, ЧТО ЛЮБИТЕЛЬСКУЮ И СПОРТИВНУЮ ОХОТУ НА КРАСНОКНИЖНЫЕ ВИДЫ WWF РОССИИ СЧИТАЕТ НЕДОПУСТИМОЙ.

Сергей Матвейчук
Эта заметка в Фейсбуке – https://clck.ru/WpbFn

* В частности, насущность проблемы летального отстрела опасных краснокнижных хищников, например, людоедов. Кроме того, в силу закреплённого в Законе о животном мире “приоритета международного права в области использования и охраны животного мира, охраны и восстановления среды его обитания” (ст. 12) сохраняет действие, например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки о сохранении и использовании чукотско-аляскинской популяции белого медведя (Вашингтон, 16.10.2000), прямо предусматривающее охоту на него (clck.ru/WpUhX).

** В позапрошлом году руководители профильных органов МСОП разъясняли, опираясь на Руководство МСОП по надлежащему использованию данных Красного списка МСОП [7, P. 6]: “Что касается охоты на животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, важно понимать нецелесообразность автоматического связывания категорий Красного списка с определенным нормативно-правовым регулированием, например, запретом любой охоты на виды, отнесенные к категории «находятся под угрозой исчезновения»” [8, C. 45-46]. Будучи членом Экспертной группы Межфракционной рабочей группы (МРГ) по совершенствованию правового регулирования в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации (разрабатывавшей проект Закона-КК) и занимаясь исследованием зарубежной практики природоохранной охоты при финансовой поддержке членов МРГ, концептуально я полагал бы нецелесообразным устанавливать в России более жёсткие ограничения, чем международные. Но практически, с учётом слабости государственного механизма экологического контроля и надзора, невысокого уровня доверия к власти самоограничение, предпринятое трофейными охотниками в Законе-КК, вполне уместно и, вероятно, является правильным шагом.

Источники:

[1] Федеральный закон от 22.12.2020 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О животном мире” и Федеральный закон “Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”» (clck.ru/WpPCf). Принятый перед вступлением этого Закона в силу Федеральный закон от 11.06.2021 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”» (clck.ru/WpPDz) внёс единичное редакционное изменение.

[2] Федеральный закон от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О животном мире», clck.ru/WpQBj.

[3] Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ред. от 20.07.2020) «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», clck.ru/WpQ4L.

[4] Розенфельд, Софья. Ученые против легализации отстрела редких и исчезающих животных (с Обращением к президенту Российской Федерации В.В.Путину, а также представителю Президента по экологии и транспорту С. Б. Иванову, председателю Комитета Государственной Думы по экологии В.В.Бурматову). 16.12.2020. URL: https://trv-science.ru/2020/12/uchenye-protiv-legaliz (сохранённая копия – https://archive.md/wPGy6, 13.08.2021).

[5] Правила добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 06.01.1997 № 13.

[6] Постановление Правительства РФ от 06.01.1997 № 13 (ред. от 22.04.2019) «Об утверждении Правил добывания объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, за исключением водных биологических ресурсов».

[7] IUCN. Guidelines for appropriate uses of IUCN Red List Data. Incorporating, as Annexes, the 1) Guidelines for Reporting on Proportion Threatened (ver. 1.1); 2) Guidelines on Scientific Collecting of Threatened Species (ver. 1.0); and 3) Guidelines for the Appropriate Use of the IUCN Red List by Business (ver. 1.0). Version 3.0. Adopted by the IUCN Red List Committee. 2016. 32 p. URL (PDF): https://clck.ru/WpZ9z

[8] Матвейчук С.П. Трофейная охота, красные книги и биоразнообразие: Природоохранная политика и экологическая наука // Гуманитарные аспекты охоты и охотничьего хозяйства. 2019. № 9. С. 42-54. URL (PDF): https://clck.ru/WpXw6

Ссылка на заметку: https://vk.com/huntropos?w=wall-134059204_15939

Гостиница «Охотник»
Получить информацию о наличии свободных номеров
2 минуты от метро Водный стадион
20 минут от аэропорта Шереметьево
От 2900 руб/сутки

Нажимая кнопку «Отправить», я подтверждаю свою дееспособность, даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с условиями
КАЛЕНДАРЬ XIII ВВОС
Поступил в открытую продажу тематический календарь, посвященный XIII Всероссийской выставке охотничьих собак. Календарь рассчитан на три года с июня 2022 по май 2025 года.
Приобрести календарь можно в Аппарате ЦП или направить заявку по электронной почте на адрес выставки