Манипуляции Минприроды России или госполитика?
По мере изучения методик учета охотресурсов, которые Минприроды разместил на своем сайте в ноябре 2022 года стала очевидна их несостыковка с приказом № 49 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия…»
РОРС отправил в Минприроды свои вопросы: каким образом и кто определяет площади и что является площадью охотничьих угодий для расчета численности.
ФГБУ «ФНИЦ Охота» ответил на вопросы Росохотрыболовсоюза.
В их ответе (далее – Письмо) указано, что под площадью охотничьих угодий, упомянутой в Приказе № 49* подразумевается площадь, указанная в охотхозяйственном соглашении. Согласно Приказа № 49, показатель плотности охотничьего вида определяется, исходя из площади охотничьего угодья и определенной в результате учетных работ численности. Наш запрос и ответ можно посмотреть здесь.
Согласно методики, ЗМУ проводится на исследуемых территориях, к которым относятся отдельные охотничьи угодья.
П. 8 методики ЗМУ предписывает определение категорий среды обитания лес/поле/болото, которые никакими нормативными правовыми актами не предусмотрены. Технологический процесс ЗМУ изначально построен на определении численности животных в каждой из этих категорий, в которых надо заложить и пройти маршруты.
В письме указано, что определение площадей категорий лес/поле/болото охотпользователи, действующие на основании охотхозяйственного соглашения, осуществляют самостоятельно, сами определяют площадь леса, поля и болота, проводят там учет и определяют численность в каждой из них.
Как указывает ФНИЦ Охота, в методике ЗМУ предусмотрена возможность уменьшить площадь исследуемой территории путем исключения из нее площади какой-либо категории, либо ее части. Таким образом, исследуемая территория может быть меньше общей площади хозяйства, в этом случае, численность животных по методике будет определяться на части территории охотничьего угодья, а не на всей его площади.
Теперь внимание!
«Для исключения манипуляций» и получения «завышенного показателя плотности» в Приказе № 49 предусмотрено определение показателя плотности вида на общую площадь охотничьего угодья.
Иными словами, Минприроды специально сделало так, что при определении квоты добычи произойдет распределение числа лосей, учтенных на части территории хозяйства на всю его площадь, в результате чего показатель плотности и норматив допустимого изъятия (и квота) будут принудительно занижены. Такую цену охотпользователь платит за снижение затрат по учету. Это же происходит в случаях, когда плотности животных в каждой из категорий существенно различаются. В «лесу», например, лосей и их следов много, а в «поле» их нет вовсе.
Если следовать пояснениям ФНИЦ Охота, нужно сложить численность лосей во всех категориях и разделить на общую площадь хозяйства. Таким образом получим «среднюю плотность температуру по больнице» и заведомо более низкий норматив добычи.
Например, условное хозяйство площадью 200 тыс. га, где в категории лес площадью 50 тыс. га учтено 220 лосей.
Если считать по «лесу», то можно было бы добыть 26 лосей. Если по приказу № 49 –то 11. Вот и вся арифметика. Чем больше площадь полей и исключенных из учета неудобий в отдельном хозяйстве, тем ниже будет плотность, а соответственно — норматив и квота.
Почему нельзя произвести расчет квоты по каждой из этих категорий и отразить такой подход в приказе по утверждению нормативов, если уж от министерство не хочет уйти от плотности?
ФГБУ «ФНИЦ Охота» пишет, что изменение подхода к определению плотности населения вида охотничьих ресурсов будет возможно только после внесения соответствующих изменений в действующее законодательство.