Честный способ отъема охотугодий
Недавно Орловское общество охотников получило письмо от Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области с просьбой отказаться от части охотничьих угодий в связи с созданием природного биологического заказника «Корсунский» в Верховском районе. А неделей раньше указанный госорган проинформировал Общество о том, что такой заказник уже создан.
Слухи о создании заказника появились в апреле 2022 года и даже были публикации в прессе, но никакой официальной информацией Общество не располагало.
А между тем, Общество имеет заключенное с тем же самым органом государственной власти охотхозяйственное соглашение именно на этот участок, который превратился в заказник. Причем охотхозяйственное соглашение заключено по результатам аукциона.
В письме Департамента нет ни слова о намерении вернуть средства, уплаченные Обществом в федеральный бюджет при заключении охотхозяйственного соглашения, о компенсации затрат на биотехнию и охрану.
Для чего создан заказник? В Положении о заказнике «Корсунский» (Приложение 2 к Постановлению Правительства Орловской области от 1.06.2022 № 305) читаем: основной целью является воспроизводство и восстановление особо ценных видов охотничьих ресурсов, таких как лось, косуля, олень благородный, а также сохранение среды их обитания.
Что запрещается: первым пунктом обозначен запрет промысловой, спортивной и любительской охоты, осуществление других видов пользования животным миром. Все остальные запреты (их 11) по сути формальные, т.к. и в настоящее время все указанные виды деятельности там не ведутся, либо запрещены. Например, выжигание растительности или сельхозпалы, запрещенные на территории нового заказника.
Что допускается? Да всего ничего — допускается охота в целях регулирования численности охотничьих ресурсов и проведение плановых биотехнических мероприятий.
Заметим, что охота в целях регулирования численности на территориях ООПТ не очень строго регламентирована законами и фактически позволяет чиновникам на свой вкус «регулировать» любые виды животных в том числе и при «угрозе нанесения ущерба здоровью граждан, объектам животного мира и среде их обитания».
Не очень большой секрет в том, что на федеральных ООПТ регулируют даже лосей, оленей, кабанов и медведей. На официальном сайте Минприроды России приведены данные о регулировании численности охотничьих животных на федеральных ООПТ: https://www.mnr.gov.ru/docs/dokumenty_po_voprosam_oopt/resheniya_o_regulirovanii_chislennosti_okhotnichikh_resursov/.
Таким образом, легко обходится запрет любительской и спортивной охоты на ООПТ, ведь продукцию охоты, полученную от «регулирования» можно использовать в личных целях.
В заказниках Орловской области тоже постоянно регулируют численность кабанов, лисиц. Для примера — приказ Департамента надзорной и контрольной деятельности Орловской области от 3 июля 2020 года № 791, согласно которому надо «отрегулировать» 1150 лисиц, в том числе на территории 7 областных заказников. Приказом от 17 марта 2021 года № 571 разрешено отрегулировать с 25 марта по 24 апреля 10 кабанов (обоих полов и всех возрастов) в Нарышкинском природном парке.
С учетом того, что на территории нового заказника планируется еще и проведение «плановых биотехнических мероприятий» то вместе охраной выходит просто дублирование текущих обязанностей охотпользователей за государственный счет.
Посмотрим как дела с охраной ценных видов в соседних заказниках — «Кудияры» (образован в 2003 году, площадь 4 681,6 га), «Верховский» (образован в 2010 году, площадь 28 200,0 га.).
Насколько известно, в заказнике «Кудияры» не обитает ни один из «ценных видов охотничьих ресурсов», в заказнике «Верховский» не учтено ни одного лося и благородного оленя. При этом в пояснительной записке к проекту постановления правительства региона было указано, что территория заказника расположена между двумя государственными природными заказниками «Кудияры» и «Верховский» через которую осуществляются основные пути миграции диких животных. Как видим — мигрировать некому. Возникают серьезные сомнения в достижении целей нового заказника на мизерной для обитания копытных животных площади, если учитывать результаты многолетней работы соседних заказников.
Тогда в чем же истинная цель создания нового заказника и есть ли какие-то пределы увеличения особо охраняемых территорий?
Создание регионального заказника на закрепленной за охотпользователем территории, без его ведома и без какой-либо компенсации понесенных затрат, фактически уничтожает институт охотхозяйственных соглашений и не добавляет доверия органам государственной власти.