Об учетных работах в 2020 году
Департаментом государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Минприроды России (далее – Департамент) в адрес охотпользователей разослано письмо – запрос о том, кто должен проводить учет охотничьих животных и формировать на основании его данных квоты и лимиты добычи на территории закрепленных охотугодий.
Практика нашей работы показывает, что дублирование вопросов осуществления государственного мониторинга объектов животного мира в двух законах (О Животном мире и Об охоте) и полное отсутствие понятия учета охотничьих ресурсов в Законе об охоте, являются основой противоречивой правоприменительной практики созданной с 2010 года правовой базы.
Статьями 24, 36 Закона об охоте, приказом Минприроды России от 06.09.2010 № 344 «Об утверждении порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных» (Приказ № 344) в полной мере урегулированы вопросы определения квот добычи и осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов.
Приказом № 344 установлен порядок сбора сведений о численности и состоянии охотничьих ресурсов (п. 7.2), в том числе:
7.2.1. в общедоступных охотничьих угодьях и на иных территориях, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, — уполномоченными органами;
7.2.2. в закрепленных охотничьих угодьях — юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, или у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром.
Пункт 9 Приказа № 344 предусматривает, что ежегодно до 1 апреля лица, указанные в пункте 7.2.2 Порядка (т.е. охотпользователи), представляют в уполномоченный орган данные о численности и распространении охотничьих ресурсов. Приказ № 344 не содержит указаний о методах сбора данных и форме их представления.
Охотпользователи постоянно сталкиваются с попытками уполномоченных органов свести весь государственный мониторинг охотничьих ресурсов к исполнению методики ЗМУ (приказ Минприроды России от 11.01.2012 № 1 «Об утверждении Методических указаний по осуществлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания методом зимнего маршрутного учета», далее – Приказ № 1) в рамках исполнения обязанности пользователей животным миром ежегодно проводить учет используемых ими объектов животного мира и объемов их изъятия и представлять полученные данные в соответствующий специально уполномоченный государственный орган, указанной в статье 14 Закона о животном мире. За использование других методов, кроме ЗМУ уже возбуждены два уголовных дела (Удмуртия, Новосибирск, уголовное дело в отношении охотпользователя, в стадии рассмотрения).
При этом, по мнению Минприроды России, «ведомость учетных маршрутов, предусмотренная Методическими указаниями ЗМУ, не содержит данных о численности и распространении охотничьих ресурсов..» (письмо Минприроды России от 06.04.2018 № 12-45/9334 скачать).
Обращаем внимание на два документа Верховного Суда РФ.
В решении Верховного Суда РФ от 8 июня 2011 г. № ГКПИ11-415 указано, что пункт 9 Порядка (приказ № 344) в части возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанности по представлению в уполномоченный орган данных о численности и распространении охотничьих ресурсов …. на закрепленных за ними охотничьих угодьях полностью согласуется с положениями статей 14 и 40 Федерального закона «О животном мире».
В Апелляционном определении Верховного суда от 06.06.2018 по делу №93-АПГ 18-3 указано, что «Будучи предназначенными для использования непосредственно уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации…. Методические указания (Приказ № 1) не предполагают запрет на использование юридическими лицами и физическими лицами иных способов и методик с целью получения достоверной информации о географическом распространении охотничьих ресурсов, их численности и других необходимых данных».
Иными словами, представляя сведения о численности по приказу № 344, охотпользователи исполняют обязанности по «учету используемых видов», возложенные на них Законом о животном мире, приказ № 1 не является обязательным для исполнения охотпользователями и не запрещает сбора сведений о численности другими методами.
Учитывая изложенное, аппарат Центрального правления Росохотрыболовсоюза полагает необходимым при осуществлении государственного мониторинга охотничьих ресурсов руководствоваться приказом Минприроды России от 6 сентября 2010 г. № 344 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных», т.е. предоставлять сведения о численности и состоянии охотничьих ресурсов в рамках этого приказа. При этом методы сбора сведений о численности охотничьих животных могут быть различны, приемлемые в конкретный период и в конкретное время. Это особенно актуально с учетом всеобщего потепления и участившихся бесснежных зим.
По мнению Росохотрыболовсоюза, для нормализации работы охотпользователей необходимо устранить законодательное дублирование вопросов государственного мониторинга охотничьих ресурсов, оставив приоритет за применением специальных норм законодательства об охоте.
На сайте Регулейшен.ру размещен проект нового Кодекса об административных правонарушениях, предусматривающего в том числе ответственность, касающейся проведения учетных работ и представления информации.КоАП Регулейшен 2020
В отношении письма – запроса Департамента (без даты и без номера) нами направлено обращение в адрес министра Минприроды России Д.Н.Кобылкина, с которым можно ознакомиться здесь. Письмо Кобылкину Д.Н.