Кодекс административного судопроизводства  Российской Федерации

В соответствии с Федеральным законом от 08.03.2015  № 22-ФЗ «О введение в действие Кодекса административного судопроизводства  Российской Федерации» с 15 сентября 2015 года введен в действие Кодекс административного судопроизводства  Российской Федерации (далее — КАС РФ).

КАС РФ регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее – суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий (ч.1 ст.1 КАС РФ).

 

Порядок, предусмотренный КАС РФ, применяется при рассмотрении и разрешении:

Верховном судом РФ, судами общей юрисдикции,  подведомственных им административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в том числе на административные дела:

  • об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части; (п.1ч.2ст.1 КАС РФ)    

       Например, оспаривание акта Губернатора … области «Об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов на территории …… области на период с 1 августа 2015 года до 1 августа 2016 года», которым не были определены квоты добычи охотничьих ресурсов для охотхозяйств  общественной организации «……..».

Административное  исковое заявление о признании нормативного правового акта (НПА) недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого НПА (ч.6 ст. 208 КАС РФ)

         2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; (п.2 ч.2 ст.1 КАС РФ)  

По административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органов местного самоуправления должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, если Кодексом не  установлены иные сроки обращения в суд, административное исковое заявление может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 219 КАС РФ).

 

В качестве судов первой инстанции рассматривают административные дела:

— об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов муниципальных образований — Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа (п.2 ч.1 ст.20 КАС РФ);

— об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, Генеральной прокуратуры РФ —  Верховный Суд РФ (п.1ч.1ст.21 КАС РФ).

Подведомственные судам административные дела, за исключением административных дел,  подсудных военным судам, Верховному суду РФ, Верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения,  суду автономной области и суду автономного округа рассматриваются районным судом (ст.19 )

 

Подсудность (адрес подачи административного искового заявления):

— к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного  самоуправления —  подается в суд по месту их нахождения (ч.1 ст.22 КАС РФ);

— к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему – подается в суд по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности (ч.1 ст.22 КАС РФ);

— в случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий —  подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или  муниципальный служащий. (ч.2 ст.22 КАС РФ);

— к федеральному органу исполнительной власти, вытекающее из деятельности его территориального органа, может быть подано также в суд по месту нахождения территориального органа (ч.2 ст.24 КАС РФ)

— административное исковое заявление  об оспаривании решений,  действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, государственных служащих может подаваться также в суд по месту жительства гражданина, являющегося административным истцом (ч.3 ст.24 КАС РФ).

 

Представительство в суде:

Для лиц, которые могут быть представителями в суде, Кодексом административного судопроизводства установлено дополнительное требование – наличие у них высшего юридического образования. Как и прежде, в настоящее время такого условия нет ни в АПК РФ, ни в ГПК РФ.

 

Для граждан:

Гражданин может лично вести дела, за исключением ситуаций, когда рассматриваются административные дела о признании нормативного правового акта или его части недействующими.

В соответствии ч .9 ст. 208 КАС РФ при рассмотрении административных дел об оспаривании нормативных правовых актов в Верховном суде республики, краевом, областном суде, суде города федерального значения, суде автономной области, суде автономного округа, в Верховном Суде РФ граждане, участвующие деле и не имеющие высшего юридического образования, ведут дела через представителей, отвечающих требованиям, предусмотренным статьей 55 настоящего Кодекса. Согласно ч.1 ст.55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридической образование.

Согласно ч.3 ст.55 КАС РФ представители должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.

Если гражданин, являющийся административным истцом, намерен вести дело об оспаривании нормативных правовых актов лично, то при подаче административного искового заявления он должен указать сведения о наличии у него высшего юридического образования, а также приложить к административному исковому заявлению копии подтверждающих это документов (п.4 ч.1 ст.126). В случае, когда данное требование не соблюдено, суд оставляет заявление без движения (ч.1 ст.130).

Граждане могут вести свои административные дела в суде лично и (или) через представителей, если КАС не предусматривает обязательное участие представителя в судебном процессе. Личное участие в административном деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя (ч.1 ст.54 КАС РФ).

В случае, когда гражданин оспаривает решения, действия (бездействия) органов государственной власти, должных лиц, государственных и муниципальных служащих лично, обязательное участие представителя не предусмотрено. При этом гражданин может одновременно привлечь для ведения дела и представителя.

 

Для организации:

Административные дела организации могут вести в суде единоличный орган управления этой организацией  или уполномоченные ею лица, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральными законами, иными НПА или учредительными документами организации, либо представители организации (ч.5 ст.54 КАС РФ).

Например, при оспаривании нормативных правовых актов или при оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих от имени общественной организации «Общества охотников и рыболовов» действует председатель Правления в пределах своих полномочий, предусмотренных Уставом, поскольку он  является единоличным органом управления этой организации  (вне зависимости от наличия или отсутствия у него высшего юридического образования).

Полномочия руководителей организации, действующих от имени организации в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются представляемыми ими суду документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. (ч.3 ст.57 КАС РФ).  ( Например, полномочия Председателя Правления  подтверждается выпиской из протокола Общего собрания об избрании на должность председателя Правления и Уставом Общественной организации).

Если административные дела ведут представители, тогда они должны соответствовать требованиям, установленным  статьей 55 КАС РФ «Требования к лицам, которые могут быть представителями в суде», одно из которых  — наличие у представителей высшего юридического образования. (Если, например, общественная организация привлекает для ведения административного дела  представителя, тогда  у представителя должен быть документ о высшем юридическом образовании).

 

В КАС РФ закреплена возможность обратиться с коллективным административным исковым заявлением. Подавать в суд коллективное  административное заявление могут граждане, а также иные лица, указанные в федеральном законе (ст.42 КАС РФ). Для данного обращения необходимо, чтобы одновременно соблюдались четыре условия:

  • многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее членов, что затрудняет рассмотрение спора в индивидуальном порядке, и в порядке совместной подачи административного искового заявления по правилам процессуального соучастия;
  • Однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований;
  • Наличие общего административного ответчика (соответчиков);
  • Использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав.

Согласно КАС РФ, чтобы суд рассмотрел требование о защите прав и законных интересов группы лиц, к этому требованию должно присоединиться не менее 20 лиц (ч.2ст.42 КАС РФ).

В коллективном административном заявлении должно быть указано лицо или несколько лиц, которым поручено ведение соответствующего административного дела в интересах группы лиц. Они вправе действовать без доверенности (ч.3 ст.42 КАС РФ).

 

Положения КАС РФ не распространяются:

(ч.4 ст.1 КАС РФ)

на дела, возникающие из публичных правоотношений,  отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов РФ, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке  в Верховном Суде РФ, судах общей юрисдикции  (ч.4 ст.1 КАС РФ).

—  на производство по делам об административных правонарушениях (ч.5 ст.1).

 

С введением в действие КАС РФ утратили силу:

— Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 года № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (Федеральный закон от 08.03.2015 № 22-ФЗ;

— подраздел 3 раздела 2 Гражданского процессуального Кодекса  РФ «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений»  (Федеральный закон от 08.03.2015 № 23-ФЗ).

 

Гостиница «Охотник»
Получить информацию о наличии свободных номеров
2 минуты от метро Водный стадион
20 минут от аэропорта Шереметьево
От 2900 руб/сутки

Нажимая кнопку «Отправить», я подтверждаю свою дееспособность, даю согласие на обработку своих персональных данных в соответствии с условиями
КАЛЕНДАРЬ XIII ВВОС
Поступил в открытую продажу тематический календарь, посвященный XIII Всероссийской выставке охотничьих собак. Календарь рассчитан на три года с июня 2022 по май 2025 года.
Приобрести календарь можно в Аппарате ЦП или направить заявку по электронной почте на адрес выставки