Давность привлечения к административной ответственности
1. За совершение административных правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования ответственность предусмотрена статьями Главы 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
По статьям, затрагивающим сферу охотничьего хозяйства: 8.33, 8.34, 8.35, 8.36, 8.37 — постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения; при длящемся административном правонарушении – по истечение одного года со дня его обнаружения (статья 4.5 КоАП РФ). Дело рассматривается и постановление выносится должностным лицом уполномоченного органа или судьей.
· 8.33 (нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных);
· 8.34 (в части административных правонарушений, совершенных с биологическими коллекциями, содержащими объекты животного мира);
· 8.35 (уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений);
· 8.36 (нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира);
· частью 1 статьи 8.37 (нарушение правил охоты);
· частью 2 статьи 8.37 (нарушение правил, регламентирующих рыболовство, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ) · частью 3 статьи 8.37 (нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 — 2 настоящей статьи)
2. За совершение административных правонарушений в области охраны собственности ответственность предусмотрена статьями Главы 7 КоАП РФ.
По статьям, затрагивающим сферу охотничьего хозяйства: ч. 2 ст. 7.2, ст. 7.11 — постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому должностным лицом уполномоченного органа, не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения; по делу, рассматриваемому судьей — по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения.
· часть 2 статьи 7.2 (об уничтожении или повреждении знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам);
· 7.11 (пользование объектами животного мира без разрешения).
3. За совершение административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти ответственность предусмотрена статьями Главы 17 КоАП РФ.
По статьям, затрагивающим сферу охотничьего хозяйства: 17.7, 17.9 — постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения (дело рассматривается и постановление выносится судьей).
· 17.7 Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении;
· 17.9 Заведомо ложные показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод.
4. За совершение административных правонарушений против порядка управления ответственность предусмотрена статьями Главы 19 КоАП РФ.
По статьям, затрагивающим сферу охотничьего хозяйства: ч. 1 ст. 19.4, 19.4.1, ч. 1 ст. 19.5, 19.6, 19.7, 19.26 постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения административного правонарушения (дело рассматривается и постановление выносится судьей).
· Часть 1 статьи 19.4 Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются граждане и должностные лица.
· Статья 19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица;
· Часть 1 статьи 19.5 Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются граждане, должностные лица и юридические лица;
· 19.6 Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются исключительно должностные лица, в компетенцию которых входят принятие и осуществление мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению этого правонарушения;
· 19.7 Непредставление сведений (информации). Субъектами данного правонарушения могут являться граждане, должностные лица и юридические лица.
Объектом данного правонарушения является порядок управления в области информации. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» понимает под информацией сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; документированная информация — зафиксированная на материальном носителе путем документирования информация с реквизитами, позволяющими определить такую информацию или в установленных законодательством Российской Федерации случаях ее материальный носитель.
· 19.26 Заведомо ложное заключение эксперта. Субъектом данного правонарушения является физическое лицо.
Примечание:
1. При длящемся административном правонарушении исчисление срока давности привлечения к административной ответственности начинается с момента (дня) его обнаружения, что обусловлено тем, что длящимся административным правонарушениям присущ непрерывный характер их совершения во времени.
2. Состав административного правонарушения включает в себя четыре составные части: объект правонарушения, объективную сторону правонарушения, субъект правонарушения и субъективную сторону правонарушения.
А) Объект правонарушения – совокупность общественных отношений, охраняемых государством, на которые направлено противоправное посягательство. Например, объектом нарушения правил охоты (незаконной охоты) (ч.1 ст. 8.37 Кодекса) являются общественные отношения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Б) Объективная сторона правонарушения – действие или бездействие, причинившее вред общественным отношениям, а также способ, место, время, орудия и средства совершения правонарушения и другие обстоятельства. Объективная сторона правонарушения может характеризоваться такими признаками, как повторность, систематичность, злостность. Как составная часть в объективную сторону правонарушения входит предмет правонарушения – непосредственно то, на что направлено противоправное посягательство (например, аншлаг, водоплавающая дичь, ондатра и др.)
В) Субъект правонарушения – непосредственно то лицо, которое совершило правонарушение. Субъектом правонарушения может являться как физическое, так и юридическое лицо. Необходимыми признаками субъекта – физического лица являются вменяемость и достижение возраста, с которого это лицо может быть привлечено к административной ответственности.
Административное право предусматривает некоторые особенности привлечения к ответственности отдельных категорий физических лиц, таких как должностные лица, военнослужащие и иные лица, на которых распространяется действие дисциплинарных уставов, а также иностранные граждане и лица без гражданства.
Г) Субъективная сторона правонарушения выражается в вине. Вина – это предусмотренное законом психическое отношение физического лица в форме умысла или неосторожности к совершаемому деянию и его последствиям, выражающее отрицательное отношение к интересам личности и общества.
Как видно из определения, вина делится на два вида – умысел и неосторожность. В свою очередь эти два вида делятся каждый на два подвида:
· умысел – на прямой (когда лицо предвидит наступление противоправных последствий своих действий или бездействия и желает их наступления) и косвенный (когда лицо предвидело
наступление противоправных последствий, но не желало их наступления или относится к ним безразлично);
· неосторожность – на противоправную самонадеянность (когда лицо предвидело наступление противоправных последствий своих действий или бездействия, но без достаточных на то оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение и желало их наступления) и противоправную небрежность (когда лицо не предвидело наступления противоправных последствий, хотя должно и могло их предвидеть).
3. Должностное лицо – Под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, (Внимание! Сюда относятся общественные объединения охотников и рыболовов, охотничьи хозяйства) арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьей 19.7.3 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
(Примечание к ст. 2.4 КоАП РФ).
То есть, не являясь напрямую должностным лицом директор охотничьего хозяйства, председатель Правления общественной организации охотников в случае совершения административного правонарушения несут административную ответственность как должностные лица.
Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров,
организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий.
К административно-хозяйственным функциям могут быть отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Статья 1.7. Действие законодательства об административных правонарушениях во времени (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
1. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения. (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 210-ФЗ)
2. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
3. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.
5. Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»:
Пункт 4. В порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.