К вопросу введения государственной пошлины

за предоставление разрешения на добычу объектов

животного мира

 

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 374-ФЗ внесены поправки в Главу 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым введена государственная пошлина за предоставление разрешений на добычу объектов животного мира в размере 400 рублей.

Введение данного платежа не  увеличит доходы государственного бюджета, а  существенно сократит их по следующим основаниям.

В настоящее время в соответствии со ст. 333.3 Главы 25.1 НК РФ действуют ставки сборов за выдачу разрешений на добычу объектов животного мира  по многим видам животных, указанным в перечне данной статьи. Однако фактические поступления от сборов  в настоящее время существенно ниже плановых,  т.к. большой объем добычи осуществляется без разрешений, т.е. не легально.  Например, по соболю сборами оплачивается не более 50% от фактически добываемого количества животных, т.е. ежегодные потери госбюджета  только по одному виду составляют около 24 млн. руб.

В мире существует пять основных центров по аукционной продаже промысловой пушнины, один из которых в Санкт-Петербурге. Только по данным указанного аукциона и ФГУ «Центрохотконтроль» Минсельхоза России, который ведет учет добычи на основании возвращенных лицензий, продажа шкурок соболя на нем по годам после введения ставки сбора за выдачу разрешений до 200 тыс. шкурок больше данных общей добычи соболя в целом по России.

 

 

2004-2005

2005-2006

2006-2007

2007-2008

Продано на аукционе (Санкт- Петербург) (тыс.шт.)

378,9

415,4

332,8

328,5

Данные ФГУ «Центрохотконтроль» (добыча по РФ тыс.шт.)

169,7

198,9

275,9

250,7

 

Кроме этого, значительная  часть шкурок соболя не поступает на аукцион и  используется внутри страны или уходит за рубеж иными каналами.

Из указанного можно сделать вывод, что действующая ставка сбора (120 руб.) за разрешения на добычу соболя стимулирует нелегальный промысел. С введением госпошлины  (400 руб.) общая плата увеличится до  520 руб. Соответственно в разы уменьшится выборка разрешений (лицензий) и плата в бюджет. Это закономерно т.к. охотник не может знать, как сложатся условия промысла, сколько соболей он добудет и какую выгоду в результате получит. При затратах на промысел (орудия охоты, снаряжение, продукты, транспорт и пр.) охотник экономит на плате за разрешения и оплачивает минимум, который он сможет добыть при любых даже самых неблагоприятных условиях промысла.  Добытый без разрешений соболь уходит нелегальными каналами и через аукцион. В результате государство и добросовестные организации, занимающиеся охотничьим хозяйством, а также заготовкой и переработкой пушнины, терпят значительный ущерб.

Если по соболю, шкурки которого пользуются спросом на внешнем рынке, идет высокая почти на уровне лимита сверхлимитная добыча, то по другим лимитируемым видам (выдра, бобр), по которым ст. 333.3 НК РФ также установлены ставки сборов соответственно 120 и 60 руб., лимиты выбираются чуть более чем на 20% (потери около 2 млн. руб.).

Введение дополнительно  к сборам госпошлины за предоставление разрешений на добычу по многим видам пушных зверей превысит сложившиеся размеры закупочных цен на шкурки  и сделает их легальную добычу невыгодной. Так, по ондатре и хорю размер госпошлины  в четыре раза превысит закупочную стоимость шкурки, соответственно норки (+ сбор-30 руб.) в два раза, по бобру (+ сбор-60 руб.), лисице, енотовидной собаке сравняются с госпошлиной. По другим менее ценным видам пушных зверей размер госпошлины в десятки раз превысит закупочную стоимость шкурки. Введение госпошлины отрицательно скажется и на сокращении численности волка, за добычу которого многие регионы и охотничьи организации платят премии, а значит увеличится ущерб, наносимый им, в настоящее время оцениваемый специалистами ФГУ «Центрохотконтроль» от 7 до 10 млрд. руб. в год.

По оценкам экспертов ВНИИОЗ уже в настоящее время из-за действия лицензионной системы, включая сборы, 4/5 объемов заготовок дикой пушнины находятся в теневой сфере. Развитие нелегального промысла не дает развиваться отечественной промышленности. Государство несет значительные налоговые потери. Внутренний рынок переполнен пушными изделиями из Греции, Турции, Китая, Италии и других стран. После введение госпошлины весь пушной промысел перейдет в теневую сферу и ожидаемых доходов не будет.

При установлении государственной пошлины не учтено, что в процессе оборота пушнины  от сырья до конкретного изделия действуют и другие налоги и следует ожидать сокращения налогов от деятельности, связанной с торговлей, переработкой и изготовлением изделий из пушнины.

Аналогичная ситуация будет и по другим видам охотничьих животных.

Кабан разводится в основном организованными охотничьими хозяйствами. В Европейской части севернее Москвы, Урале, Сибири в зимнее время кабан не может существовать без искусственной подкормки, которую ведут охотничьи хозяйства, что составляет их значительные неокупаемые затраты. Благодаря усилиям охотничьих хозяйств, численность кабана достигла наивысшего показателя за последние полвека. Грамотное управление ресурсами кабана предполагает, что среди общей добычи доля кабанов текущего года рождения (вес 20-30 кг) должна составлять до 60%. В этих целях сбор за них установлен в размере 50% от сбора за взрослое животное (450 руб.). Развитие охоты на кабана может дать госбюджету значительные налоговые поступление от услуг по охоте, однако введение госпошлины (400 руб.) в дополнение к сбору (450 руб. за взрослое животное и 225 руб.-сеголеток) подорвет интерес разводить и рационально использовать ресурсы кабана.

Введение с 2004 года  разрешений и сборов на глухаря и тетерева соответственно 100 и 20 руб. привело к тому, что учтенная, т.е. легальная добыча этих видов сократилась в 3 – 4 раза за счет невыборки разрешений, что подтверждается не только данными ФГУ «Центрохотконтроль» по всей России, но по  организациям, занимающимся охотничьим хозяйством, и регионам. Только от сборов по указанным двум видам государство ежегодно недополучает около 7 млн. руб. Введение дополнительных 400 руб. госпошлины приведет к тому, что глухарей и тетеревов легально т.е. по разрешениям будут добывать единицы.

По другим массовым объектам охоты (водоплавающая, болотная, заяц и пр.) в настоящее время по абсолютному большинству охотничьих хозяйств в России цены за предоставление охоты в среднем значительно меньше размера установленной госпошлины.  

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 8) право на добычу охотничьих ресурсов возникает с момента выдачи разрешения на их добычу. Из указанного следует, что охотник при любом виде охоты на любой вид охотничьего ресурса (животное) даже при добыче волка должен иметь разрешение с оплаченной госпошлиной (400 руб.), а на виды из перечня ст. 333.3 НК РФ и сбор. В закрепленных на основании охотхозяйственного соглашения охотничьих угодьях охота может осуществляться только при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства), т.е. охотник должен оплатить еще и непосредственно предоставление охоты. Как указывалось выше, цены за предоставление охоты по большинству хозяйств и на массовые виды дичи (водоплавающая, болотная, заяц и т.д.) значительно, а часто в два раза ниже размера госпошлины. Последняя будет служить решающим препятствием, для осуществления данных услуг. Спрос на них несомненно снизится, соответственно сократятся доходы хозяйств и,  как следствие, налоговые поступления от данной деятельности. Только по Ассоциации «Росохотрыболовсоюз», занимающей 14% охотничьих угодий России ежегодно расходуется собственных средств на охрану, воспроизводство и охотхозяйственные мероприятия около 800 млн. руб., годовые объемы налоговых платежей от данной деятельности составляют свыше 400  млн.руб. Таким образом цель, провозглашенная в ст. 27 данного закона «привлечение инвестиций в охотничье хозяйство»  и некоторый стимул для развития предпринимательства в виде узаконенной наконец путевки полностью уничтожены  введением госпошлины, которая по смыслу станет  платой, взимаемой государством, за  вход в охотничье хозяйство юридического лица или индивидуального предпринимателя.

В декабре 2007 года в Правительстве Российской Федерации рассматривался вопрос о введении государственной пошлины за предоставление именной разовой лицензии и всего лишь в размере 30 руб. Однако, в  связи с тем, что введение такой пошлины отрицательно бы сказалось на поступлении в госбюджет  других налогов, связанных с деятельностью по ведению охотничьего хозяйства (охотничьи услуги, заготовка и переработка пушнины и пр.) и стимулировало бы незаконные охоту и пушной промысел, вопрос был снят. По сути ситуация не изменилась, но более крупный размер госпошлины ускорит отрицательные последствия, описанные выше.

При этом следует обратить внимание, что установление государственной пошлины за предоставление разрешения на добычу объектов животного мира приведет к ситуации, когда за одно и тоже действие (выдача разрешений) будут взиматься два налоговых платежа (сбор и госпошлина), что, по нашему мнению, противоречит налоговому законодательству. По смыслу ст.8 НК РФ сбор является обязательным взносом, взимаемым с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Аналогичный смысл содержит и понятие государственной пошлины (ст. 333.16 НК РФ) и называется сбором.

Считаем, что данная госпошлина должна быть отменена. Вопрос  о плате за предоставление охоты в охотничьих угодьях, не переданных для ведения охотничьего хозяйства юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям должна решать другим путем.