Международное браконьерство
 

  В ЮАР орудуют вьетнамские криминальные синдикаты, использующие  мнимых спортивных охотников из Чехии, Польши и России. Их целью является обход запрета властей ЮАР на вывоз во Вьетнам добытых псевдоохотниками носорогов для контрабанды их рогов в страны Востока.
  Начиная с 2003 года, гражданами Вьетнама были законно добыты и вывезены из ЮАР 400 носорогов, что вызвало протест со стороны природоохранных организаций.
Пытаясь пресечь деятельность вьетнамских организованных преступных синдикатов, в прошлом году министр охраны окружающей среды ЮАР Эдна Молева объявила, что больше не будут выдаваться разрешения на добычу носорога гражданам Вьетнама. Это решение было принято после того, как были вскрыты многократные  нарушения местного законодательства и случаи использования разрешений на охоту с целью обойти запрет на торговлю рогом носорога, наложенный Конвенцией о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения (CITES).
  Правительству пришлось жёстко пресечь ситуацию, когда люди без всякого опыта охоты нанимались организованными преступными группировками для добычи рогов носорога, которые потом попадали на черный рынок под видом добытых по законным разрешениям для спортивной охоты.
  Теперь оказалось, что ОПГ быстро поменяли свою стратегию, даже не дожидаясь вступления в силу в ЮАР соответствующего запрета для граждан Вьетнама в апреле прошлого года.
В новом докладе, который будет представлен на заседании CITES в Бангкоке 3 марта, предполагается, что вьетнамские посредники нанимают спортивных охотников из Польши и Чехии для поездок в ЮАР в качестве псевдоохотников.
  По информации чешской инспекции по охране окружающей среды, представленной в CITES в сентябре прошлого года, несколько чешских охотников (в основном, из одной местности на севере Богемии) были наняты вьетнамскими агентами, проживающими в Чехии. В докладе говорится, что «эти нанятые «охотники» не являются членами какой-либо охотничьей ассоциации Чехии, не имеют охотничьих лицензий и не имеют опыта охоты. Они якобы едут в Южную Африку для охоты на носорога в конкретном месте, указанном нанявшим их человеком». Этот же человек покрывает расходы на поездку и заставляет чехов написать расписку, что они отказываются от добытого трофея носорога по возвращении домой.
«Как только трофей достигает Чехии, он вовлекается в нелегальную торговлю», говорится в докладе, где также отмечается, что власти ЮАР и Чехии сотрудничают в борьбе с этой новой тенденцией.
  По словам Ричарда Эмшли, представляющего группу специалистов по африканскому носорогу, контрабанда рогов носорога является «одним из наиболее профессионально организованных видов преступной деятельности, с которым сталкивается CITES».
Были случаи, когда в тех же целях нанимались не только чешские и польские, но и российские псевдоохотники.
  Кроме того, вьетнамские преступные синдикаты для удовлетворения растущего спроса на рога носорога занимаются ограблением музеев, антикварных салонов, аукционных домов, таксидермистов и частных коллекций по всему миру.
  Начиная с 2009 года, в Аргентине, Европе и США были похищены, по меньшей мере, 94 рога носорога. «Европол» сообщает о 67 кражах рогов носорога и 15 попытках краж в Европе с 2011 года.
  Хотя Министерство охраны окружающей среды ЮАР уже извещено о фиктивных охотах поляков и чехов, в докладе CITES говорится о необходимости проявления бдительности в данном вопросе – с тем, чтобы разрешения на охоту выдавались только добросовестным охотникам.
  Общероссийская ассоциация общественных объединений охотников и рыболовов «Ассоциация Росохотрыболовсоюз» с осуждением относится к преступной деятельности вьетнамских синдикатов и призывает вас быть бдительными, не принимать участие в сомнительных охотах, не дискредитировать имидж российского охотника в глазах мировой охотничьей и природоохранной общественности. 
 

Участие Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» в 55-й Генеральной Ассамблее CIC (Международный Совет по Охоте и Охране Окружающего Мира)
 

  Ассоциация "Росохотрыболовсоюз" является коллективным членом CIC с 1989 года и ежегодно принимает активное участие в ежегодных Генеральных Ассамблеях CIC. В апреле 2008 Российская делегация принимала участие в Генеральной Ассамблее CIC, которая проводилась в Марокко, в городе Марракеш с 22 по 26 апреля.

  В состав Российской делегации входили: руководитель делегации, президент Ассоциации «Росохотрыболовсоюз» Бендерский Эдуард Витальевич, председатель Межрегиональной Спортивной Общественной Организации «Московское Общество Охотников и Рыболовов» (МООиР) Кирьякулов Вячеслав Михайлович, представители научно-технического совета Ассоциации «Росохотрыболовсоюз Кузякин Владимир Александрович Мельников Владислав Константинович. Руководитель делегации Бендерский Э.В. участвовал в заседании Совета CIC. Члены делегации приняли активное участие в работе следующих секций: по крупной дичи, по мелкой дичи, по устойчивому использованию животных и по мигрирующим птицам в качестве экспертов.

  Межрегиональная Спортивная Общественная Организация «Московское Общество Охотников и Рыболовов» участвовала в конкурсе охотничьих организаций на присуждение приза Эдмона Блана. Жюри конкурса, рассмотрев все поступившие к ним материалы, высоко оценила работу МООиР по ведению охотничьего хозяйства в Московском регионе на основе неистощительного использования природных ресурсов. 25 апреля на заключительном заседании Генеральной Ассамблеи председателю МООиР Кирьякулову В.М. в торжественной обстановке председателем Жюри, почётным президентом CIC Николасом Франко, был вручён приз Эдмона Блана.

 

ПРЕСС-РЕЛИЗ 55-ой Генеральной Ассамблеи CIC

  55ая Генеральная Ассамблея CIC (Международного Совета по охоте и охране животного мира) – Всемирный Форум по Устойчивой охоте – закрылась на позитивной ноте в Марракеше 25 апреля. Мероприятие, проведенное под патронажем Короля Марокко Мохаммеда VI, отметило также 80-летний юбилей организации и привлекло более 500 участников, рекордное число, представляющих 48 стран со всего мира. Среди участников были представители Организации питания и сельского хозяйства ООН (FAO), Конвенции по торговле видами, находящимися под угрозой исчезновения (CITES), Конвенции по мигрирующим видам (CMS), Африканско-Евроазиатского Соглашения по водоплавающим (AEWA), представители от IUCN (международный союз по охране природы), представители государственных делегаций, национальных охотничьих организаций и ученые. Центральной темой обсуждений была трофейная охота. Трофейная охота была определена как значительный фактор развития сельского населения, их обеспечивающий, проводимая в устойчивой манере, в духе уважения к местным условиям. Существует множество положительных примеров охотничьего туризма по всему миру, включая Африку, Азию и Центральную Америку.

 

Против «экологического апартеида»

 

  Профессор Джон Хаттон (Великобритания), председатель Группы специалистов по устойчивому использованию IUCN доказал, что односторонняя протекционистская позиция природоохранных организаций, где доминируют Европейские страны и Америка, не принимает во внимание нужд коренного населения. Такой подход представляет собой то, что Хаттон называет «продолжением колониализма методами 21-го века». Он добавил также, что «права человека постоянно нарушаются во имя охраны природы, и при этом никто не произносит и слова». Хаттон продолжил, что «ни одна из анти-браконьерских кампаний в Африке не предотвратила незаконного использования природных ресурсов, а только способствовало его подпольному ведению. Действия против законной и регулируемой охоты вызывали прямые и косвенные потери. Например, в то время, когда африканские школьники должны охранять посевы от наносящих им ущерб слонов, они освобождаются от посещения школы. Опыт показывает только одно решение: ценность животного мира должна быть повышена – охрана природы и дичи должна быть основана на материальных стимулах. Чем выше прямая прибыль от использования ресурсов дикой природы, тем больше местное население будет мотивировано вкладывать в охрану этих ресурсов.»

 

Создание реальной ценности дикой природы

 

  Эта новая форма дружественного к местным жителям, устойчивого управления дикой природой показала свою успешность. Заметным среди многих других успешных примеров был проект сохранения окружающей среды и воспитания, инициированный в Абу Даби и поддержанный г-ном Хубаба Бастард, проведённый в Восточном Марокко. Другой пример – из Берлина – где 30 процентов дохода от охоты направляется напрямую на нужды местного населения. Более 300 рабочих мест было создано за последние 6 лет, уменьшилось количество случаев браконьерства и улучшилось биоразнообразие. Уменьшение доходов от сельского хозяйства было компенсировано доходом от охоты.

  Похожий сценарий происходит в Намибии, где охотничий туризм растёт на 12% в год, в то время как развитие сельского хозяйства снижается. В Намибии, популяция местных видов диких животных возросла в среднем на 112 процентов с 1972 по 2005 года. Рост популяции наиболее популярных охотничьих животных как куду, зебра и спрингбок – был наиболее значительным. Охотничий туризм уже составляет 2,3 процента валового внутреннего продукта, что на настоящий момент около половины того, что поступает от доминирующего животноводческого сектора экономики.

  Исходя из двух десятилетий опыта, консультант по развитию этой программы и её автор, доктор Рольф Д. Балдус показал, что устойчивое использование охоты имеет смысл во всех возможных комбинаций: фототуризм, охотничье сафари, лицензионная охота и лизинг охотничьих концессий. Некоторые благонамеренные попытки провалились, т.к. были сконцентрированы только на одном из типов использования, например, только фототуризм или производство мяса. С отсылкой на устойчивый охотничий туризм, эксперт Рольф Балдус чётко объяснил: «устойчивый охотничий туризм убедительно имеет успех. Он обеспечивает наибольшую прибыль и наименьшие темпы отбора. Он требует меньших инвестиций, занимает меньшую территорию оставляет значительно меньший экологических след, чем любой другой тип туризма!»

 

CIC концентрируется на основных областях деятельности

  В течение Открытой сессии, члены CIC утвердили единодушно новую структуру организации, которая базируется на трёх основных видах деятельности: политика и закон, прикладная наука, культура. Эта новая структура послужила базисом для фокусирования работы CIC c 1999 года, и была переутверждена на следующие 3 года.

  Ныне действующий президент CIC Дитер Шрамм под гром аплодисментов делегатов ассамблеи открытым голосованием единодушно был переизбран на следующий трехлетний период.


Выдержки из зарубежной печати по вопросам ведения охотничьего хозяйства:

По материалам журнала CIC (выпуск 4 - 2007 год)

  В августе 2007 Президент США Джордж Буш выпустил Указ о признании важной роли охоты в деле охраны живой природы и местообитаний диких животных. Приказ предписывает всем профильным федеральным агентствам Правительства США разработать 10-летний план по продвижению и обеспечению охоты. Истоки этого приказа берут начало с 1995 году, когда Президент США Билл Клинтон издал приказ о признании важной роли спортивной рыбалки и о разработке плана по продвижению рекреационной рыбной ловли. Не включённые в этот закон, лидеры американского охотничьего сообщества стали лоббировать в Конгрессе и в администрации президента для схожего признания и поддержки охотничьего сообщества США. Лоббирование продолжилось, когда президент Буш вступил в должность, и инициатива была вновь поднята на периодических форумах. Один из таких форумов – Губернаторские конференции по охотничьему наследию, на котором губернаторы разных штатов провёли встречу по данному вопросу с лидерами американских охотников. На втором форуме шла речь о расширении организации Американские партнёры сохранения дикой природы (АПСДП), состоящей из 42 лучших американских  охотничьих организаций, связанных с охраной природы. Две организации, являющиеся членами CIC, «Сила охраны природы» и «Далласский Сафари Клуб» - были выдающимися участниками в обоих форумах – как в Губернаторских конференциях по охотничьему наследию, последний раз проводимых в Далласе, штат Техас, так и в АПСДП. Благодаря общим усилиям, мощное влияние АПСДП в конечном счёте добилось того, чтобы президент Буш издал приказ по продвижению охоты.. Этот президентский приказ выходит за пределы общих распоряжений для рыболовов. Он также следует общемировому признанию устойчивого использования  Международного союза по охране природы на его Всемирном Конгрессе, Конвенции по биоразнообразию и Конвенции по международной торговле видами, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЭС). Приказ президента США раскрывает  рекреационное и природоохранное значение охоты.

Приказ президента США Джорджа Буша "Содействие охотничьему наследию и охране живой природы"

Пункт 1. Цель.

Цель данного приказа – направить в Федеральные агентства, деятельность и программы которых имеют значительное влияние на управление государственными землями, рекреации и менеджментом дикой природы, включая департамент внутренних дел и департамент сельского хозяйства, способствовать развитию и улучшению возможностей охоты и менеджмента охотничьих животных и их местообитания.

 

Пункт 2. Федеральные мероприятия.

Федеральные агентства должны, соответственно их задачам:

a) оценить эффективность действий агентств в уровне участия в охотничьей деятельности и там, где идёт снижение охотничьей деятельности, провести мероприятия и улучшить возможности для охоты для народа.

b) оценить экономические и рекреационные ценности охоты в действиях агентств в установленном  порядке

c) Управлять дикой природой и местообитаниями диких животных на государственных землях таким образом, чтобы развивать и улучшать возможности охоты, в том числе использование охоты в управлении живой природой.

d) работать совместно с правительствами штатов для управления и охраны охотничьими видами животных и их местообитаниями, учитывая при этом права частной собственности и исполнительные органы штатов по природным ресурсам

e) установить краткосрочные и долгосрочные цели, в сотрудничестве с государственным и племенным правительствами, и согласовать с миссиями агентств, чтобы вырастить здоровую и продуктивную популяцию охотничьих видов животных и предоставить людям возможность охотиться на эти виды

f) обеспечить, чтобы планы агентств и их действия принимали во внимание программы и рекомендации всеобъемлющих мер планирования, таких как Государственные Планы Действий по отношению к Живой Природе, Североамериканский План Менеджмента Водоплавающих Птиц, и другие разнообразные планы менеджмента по крупным охотничьим животным и горным охотничьим птицам.

g) обратиться за советом в агентства штатов и племён по рыбе и живой природе и, в случае необходимости, проконсультироваться с Охотничьим Советом по Охране Природы, опираясь на вышеупомянутые действия правительства

 

Пункт3. Североамериканская конференция по стратегии по отношению к живой природе.

Председатель Совета по Качеству Окружающей Среды (Председатель) должен, согласованно с соответствующими Федеральными агентствами, при консультации с Охотничьим Советом по Охране Природы и совместно с агентствами по рыбе и живой природе и населением штатов и племён, созвать не позже чем 1 год после издания этого приказа, и периодически после этого в те даты, которые Председатель считает подходящими, Конференцию Белого Дома по Североамериканской Политике по отношению к Живой Природе (Конференция), чтобы способствовать обмену информацией и советами, связанными со способами достижения целей этого приказа

 

Пункт 4. План по Рекреационной охоте и Сохранению Ресурсов Живой Природы.

 Председатель должен подготовить, в соответствии с действующим законодательством и при условии наличия средств, согласованно  с соответствующими федеральными агентствами и проконсультировавшись с  Охотничьим Советом по Охране Природы и совместно с агентствами по рыбе и живой природе и населением штатов и племён не позднее, чем 1 год после завершении Конференции, всесторонний План по Рекреационной охоте и Сохранению Ресурсов Живой Природы, который включает в себя существующие и постоянные деятельности и установить вперёд на 10 лет расписание выполнений действий, обозначенных в пункте 2 данного приказа

 

Пункт 5. Юридический обзор.

Данный приказ не направлен на создание каких-либо прав, выгод, трастовых обязанностей, или привилегий, самостоятельных или процессуальных, осуществимых в законе или в праве справедливости любой группой лиц против Соединённых Штатов, его департаментов, агентств, учреждений или субъектов, а также любому другому лицу.


Джордж В. Буш
Белый Дом
16 августа 2007