О годовом размере сборов за пользование объектами животного мира по охотхозяйственному соглашению

[ A+ ] Шрифт[ A- ]

   Как мы уже сообщали, со дня вступления в силу Федерального закона от 29 июля 2017 года  № 224-ФЗ «О внесении изменения в статью 71 Федерального закона «Об охоте и о  сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отдельные государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при заключении охотхозяйственного соглашения стали необоснованно и самостоятельно устанавливать новый платеж — годовую (ежегодную) арендную плату по охотхозяйственному соглашению, состоящую из платежа по аренде лесного участка (в т.ч. даже в отсутствие Договора аренды лесного участка) и сбора за пользование объектами животного мира, определенного при подписании Соглашения — и распространять фиксированную сумму платежа на 49 лет.

    Из-за разночтений норм закона охотпользователей фактически принуждали дважды уплачивать одни и те же платежи. Начавшись с единичных случаев в 2016 году,  требования уплаты охотпользователями  «годового сбора» как снежный ком распространялись по стране.

    Например, в мае-июле 2018 года только в Саратовской области было заявлено 36 исков, в Курганской области – 57 исков по взиманию средств с охотпользователей в качестве платы за охотхозяйственные соглашения, подобная ситуация складывалась в Республике Татарстан, Ивановской, Московской и ряде других областей.  В Магаданской области Департамент госохотнадзора рассчитал, что при плановой совокупной сумме годового сбора за пользование охотничьими ресурсами по охотхозяйственным соглашениям в 3 млн. 689 тыс. 524 руб. задолженность охотпользователей по охотхозяйственным соглашениям составляет менее 22% или 808,742 тыс. руб., которую начал взыскивать по решениям суда.

    Около трех лет Росохотрыболовсоюз вел активную работу с министерствами и ведомствами, с судебными органами, депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

    Наша позиция, позиции Минфина России, Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, Минюста России, Росприроднадзора, Рослесхоза были сходны — указание в охотхозяйственном соглашении величины годового размера арендной платы за предоставляемые в аренду и расположенные в границах охотничьего угодья земельные и (или) лесные участки и годового размера сборов за пользование объектами животного мира носит информативный характер и не может служить дополнительным финансовым обязательством, что  законодательное закрепление данного вида платежа не предусмотрено, что взимание данного платежа до установления его правового статуса представляется неправомерным.

    Убедить Минприроды России, которое придерживалось противоположной точки зрения, в ошибочности их взгляда на созданную искусственно ими же проблему двойной оплаты (со дня вступления в силу Закона об охоте (1 апреля 2010 г.) до 2016 года в Российской Федерации со стороны государственных органов не возникало требований по его уплате) оказалось крайне непросто, особенно в условиях проигранных судебных споров практически везде.

   Разрешить вопрос удалось только путем принятия Федерального закона  от 2 августа 2019 года № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который признал пункт 4 части 4 статьи 27 Закона об охоте утратившим силу.

    Наконец, Минприроды России издал приказ от 29.08.2019  № 582 «О внесении изменений в примерную форму охотхозяйственного соглашения, утвержденную приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 93» (прилагается), которым признаны утратившими силу разделы V и VI примерной формы охотхозяйственного соглашения.

   Таким образом, наши региональные объединения охотников и рыболовов — охотпользователи системы Росохотрыболовсоюза – получили возможность ежегодно совокупно  экономить около 80 млн. руб., которые Вы, уважаемые коллеги, можете направить на решение своих уставных целей.

   Уважаемые коллеги! У ваших организаций есть время — полгода до 1 июня 2020 года — обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ с предложением привести заключенные охотхозяйственные соглашения в соответствие с указанным Федеральным законом и приказом Минприроды России от 29.08.2019  № 582.

Росохотрыболовсоюз приносит свою горячую благодарность всем тем, кто принимал активное участие и оказывал содействие в решении данного вопроса.

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201911140002